Задолго до того, как появилась маскировочная окраска, называемая камуфляжем, в окружающем мире было достаточно доказательств того, что маленькие и большие живые существа ловко избегали идентификации, сливаясь с фоном. Бесчисленное количество животных обладают шерстью и шкурами, которые имитируют цвета и фактуру окружающей среды. Например, мотыльки могут быть идентичны цвету древесной коры, лягушки сливаются со мхом, жуки представляют собой точную копию листьев, змеи повторяют оттенки песка. Многие животные очень хорошо выполняют этот маскировочный трюк.
Неизвестно, когда древние люди, отправляясь на охоту, впервые додумались облачиться в одежду цвета своей местности. Тем не менее, мы знаем, что шотландцы красили охотничью одежду лесным лишайником, что по сути являлось естественным камуфляжем. В армии, еще до того, как камуфляж был официально введен, проницательным солдатам пришла в голову умная идея намазать грязью свою форму, чтобы сделать ее незаметной.
Но также из уроков истории мы знаем, что британские солдаты когда-то носили хорошо заметные алые мундиры. Возможно, это было неразумно, но они были не единственными в своём роде. Американские солдаты носили синюю форму, а французские – ярко-красные брюки. Но со временем более правильным стало скрывать своё военное присутствие. В настоящее время солдаты носят яркую форму только во время церемоний и парадов. В начале XX века европейские армии стали отходить от применения ярких тонов в униформе солдат. Появились образцы формы в невзрачных серых тонах, чтобы её трудно было обнаружить.
В разгар Первой мировой войны во Франции зародился узор, который мы сейчас называем камуфляжем (от фр. camouflage – "маскировка"). В те времена военной техники, танков и винтовок стало заметно больше. Это означало, что их можно было легче обнаружить не только потому, что они были громоздкими, но и потому, что примерно в то же время стала широко использоваться аэрофотосъёмка. Камуфляж мог бы сохранить в тайне вооружение французской армии. Для этой задачи было организовано специальное подразделение под названием "камуфлёры". Отсюда и пошло название "камуфляж". Их задачей было окрашивание транспортных средств и вооружения маскирующими узорами, чтобы они сливались с окружающим пейзажем и, чтобы вражеская воздушная разведка не могла их обнаружить.
Группа всего из тридцати художников создала первые камуфляжные узоры. Эти художники наносили узоры на сетки и ткани, которые затем превратились в униформу. К концу войны в команду камуфлёров входили уже три тысячи художников. Таким образом, первый камуфляж был предназначен для того, чтобы скрыть транспортные средства, а не людей. Камуфляж оказался настолько полезен, что в течение года многочисленные европейские и американские армии сформировали свои собственные команды камуфлёров.
Камуфляж Мазок кисти (Brushstroke)
Камуфляж "Мазок кисти" был первоначально разработан британскими десантниками во время Второй мировой войны. Они в буквальном смысле слова брали большие кисти и краски и прежде, чем высаживаться на вражеской территории, рисовали различные полосы подходящих цветов поверх одежды. Это позволяло оставаться незамеченным и сохраняло жизнь бойца. Этот вариант "домашнего приготовления" стал очень популярен в военной среде и использовался британскими спецназовцами до 1960-х годов, потому что каждый солдат мог сделать свой собственный комплект одежды, подходящий лично под его задачи и окружающий ландшафт.
Во время Второй мировой войны стала возможной промышленная печать на ткани. Камуфляжные узоры начали быстро распространяться и по всему земному шару их появилось уже великое множество. На сегодняшний день мы можем найти широкий выбор камуфляжных узоров, каждый из которых специфичен стилистически и тактически. Вот некоторые из них:
Камуфляж Пазл (Puzzle)
Он назван так из-за своего изогнутого дизайна, который напоминает формы головоломки. Этот камуфляжный рисунок используют бельгийские вооруженные силы. Он был принят на вооружение бельгийских вооруженных сил в 1958 году, первоначально он использовался в основном подразделениями парашютно-десантных войск.
Камуфляж Дождь (Rain)
Во время Второй мировой войны немцы изобрели камуфляж "Дождь". Этот камуфляж состоит из множества вертикальных линий на сплошном фоне, создающих вид падающего дождя. Но его расцвет пришёлся на период холодной войны, когда его стали применять страны Варшавского договора, такие как Польша, Чехословакия, ГДР и Болгария.
Камуфляж Осколок (Splitter / Splinter)
Камуфляж "Осколок" имеет чрезвычайно стилизованный вид, изобретённый швейцарцами во время Второй мировой войны. Состоит из геометрически неправильных фигур и включает в себя линии похожие на капли дождя.
Камуфляж Тигровые полоски (Tigerstripe)
"Тигровые полоски" – это камуфляж джунглей, который прочно ассоциируется с боевой униформой времён войны во Вьетнаме, но на самом деле он произошёл от более раннего французского камуфляжа под названием Lizard (перевод с англ. – "ящерица").
Камуфляж Лесной (Woodland)
"Лесной" камуфляж быстро стал повсеместным. Стандартный камуфляжный рисунок, применявшийся Вооруженными Силами США с 1981 года, с комплектом формы Battle Dress Uniform (BDU), до его замены в середине 2000-х годов. Это четырёхцветный контрастный рисунок с пятнами неправильной формы песочного, коричневого, зелёного и чёрного цвета. Он также неофициально известен под названием "M81".
Камуфляж Шоколадная крошка (Chocolate Chip)
"Шоколадная крошка" – это камуфляж для пустыни, который стал популярен после войны в Персидском заливе, а позже принятый на вооружение многими странами Ближнего Востока. Официальное название этого камуфляжа более прозаичное – "шестиколор дезерт". Но в военной среде прижилось название "шоколадная крошка". Вероятно, из-за внешнего сходства узора с шоколадным печеньем.
Камуфляж Мультикам (MultiCam)
MultiCam представляет собой рисунок камуфляжа, разработанный американской компанией Crye Precision совместно с Исследовательским центром солдатского снаряжения армии США и протестированным в 2003 году одной из пехотных дивизий в Афганистане. Камуфляж также доступен для гражданского использования. Стоит отметить, что Мультикам хорошо маскирует в лиственном лесу, особенно в весенне-осенний период. Но его возможности лучше всего раскрываются в степях, пустынях, горной местности, а также в условиях CQB (Close-Quarters Battle, перевод с англ. – "бой в ограниченном пространстве").
Камуфляж A-Tacs FG® (Foliage Green)
Этот вид камуфляжа был разработан как универсальный камуфляж, применяемый профессиональными военными практически в любой местности. Под аббревиатурой A-TACS понимается - "Продвинутая Система Тактического Скрытия" (Advanced Tactical Concealment System). Правообладателем уникальной расцветки A-TACS FG® является ООО "СпецВоенПром" [5.45 Design®].
Цифровой камуфляж и другие виды маскировки
В то время как в начале 1900-х годов в вооруженных силах совершенствовались различные виды камуфляжа для британских военных кораблей применялся совершенно иной подход. Это называлось Dazzle camouflage (от англ. – "ослеплять") или Razzle Dazzle. Британские армии пытались (и потерпели неудачу) замаскировать большие военные корабли, окрашивая их части в различные тона синего цвета, чтобы они соответствовали небу и воде. Поскольку этот способ не оправдал себя, чтобы скрыть гигантские военные судна, в 1917 году художник Норман Уилкинсон решил нарисовать их таким образом, чтобы они визуально сбивали с толку.
В камуфляже Dazzle использовались чёткие контрастные полосы, идущие короткими, меняющимися направлениями. Цель Уилкинсона состояла в том, чтобы использовать оптический обман и сделать пропорции корабля, скорость и траекторию незаметными. С помощью камуфляжа Dazzle (согласно теории) враг может даже не знать, смотрит ли он на переднюю или заднюю часть корабля. Концепция ослепления Уилкинсона основывалась во многом на той же иллюзии, которую полосы на зебре используют для отпугивания мух. Эти линии сбивают с толку мух (и, как надеялся Уилкинсон, врагов человека) и маскируют точное местоположение и направление поверхности. Существует намного больше камуфляжных узоров, чем были представлены здесь. Как и следовало ожидать, с появлением компьютерных технологий камуфляж стал оцифрованным, пикселизированным и модернизированным.
Современные технологии даже позволили создать камуфляж, который работает в ИК-спектре. Это значит, что он сливается с окружающей местностью даже когда на вас смотрят в прибор ночного видения. Каждая страна разрабатывает оригинальный камуфляж в соответствии с окружающей средой своей местности. В то время как один ландшафт может быть в целом похож на другой, небольшие различия в размере рисунка и оттенке делают каждый камуфляж уникальным. Лесные камуфляжи некоторых стран имеют больше коричневых оттенков, в то время как другие склоняются к преобладанию зелёной гаммы. Камуфляж в полоску тигра и камуфляж ящерицы демонстрируют различия, относящиеся к разным участкам джунглей. То же самое касается листового камуфляжа (Leaf camouflage), MultiCam и всех остальных.