Охотничий и военный камуфляж | В чём разница
Военный и охотничий камуфляж для непривычного глаза может выглядеть почти одинаково. Но чем и почему они отличаются? У камуфляжа для охоты и для военного использования одна цель: замаскировать человека в окружающей среде так, чтобы его невозможно было увидеть. Давайте начнем с рассмотрения двух известных принтов: Realtree Xtra и MultiCam. Мы видим, что они вовсе не похожи - частично из-за того, что при разработке узоров использовались различные методы. Камуфляж Realtree Xtra разработан по методу мимикрии, а MultiCam - по методу смешения. Причины этих различий становятся понятнее, если знать, что принты разрабатывались для совершенно разных целей.
Камуфляж Realtree Xtra преимущественно создан для охотников, которые будут оставаться на одном месте и хотят замаскироваться от животных. Камуфляж MultiCam в основном предназначается для маскировки силуэта движущегося по меняющемуся ландшафту оператора (ландшафт может быть как лесным, так и городским) и призван маскировать его от человеческого глаза.
Различные типы охотничьего камуфляжа
На протяжении всего своего существования люди охотятся. Выживание наших древних предков напрямую зависело от их охотничьих умений. Лучшие охотники имели высокий статус, в некоторых обществах он был сопоставим со статусом сегодняшних звезд первой величины. Перенесемся в наши дни. Охота больше не является обязательным условием для выживания. Но она никуда не исчезла и наверняка никуда не исчезнет в ближайшем будущем. Однако, в отличие от наших предков, сегодняшние охотники используют камуфляж. Раньше люди не маскировались во время охоты, но все изменилось во второй половине 20 века. История охотничьего камуфляжа началась во второй половине семидесятых годов, когда Джим Крамбли разработал узор Trebark, который вскоре начали использовать охотники. Он стал настолько популярным, что на рынке стало появляться множество камуфляжных охотничьих рубашек, брюк, жилетов, курток, шапок и других предметов одежды.
Камуфляж TREBARK CAMO
Задумка камуфляжа Trebark была достаточно простой: создать узор, который бы сливался с растительностью североамериканских лесов. Цель была достигнута после ряда экспериментов с различными цветами, которые были скопированы с фотографий деревьев. Принт назвали Trebark (от англ. "tree" - дерево, "bark" - кора), потому что он напоминает кору деревьев, которые чаще всего встречаются в лесах Северной Америки.
Камуфляж ASAT CAMO
ASAT - это аббревиатура от слов All Season All Terrain (от англ. "Любой сезон, любой ландшафт"). Он похож на французский камуфляжный принт Lizard, но с более четкими линиями.
Узор ASAT сам по себе состоит из изогнутых коричневых и черных линий на бежевом фоне. Его задача - разбить силуэт человека, который носит камуфляж.
Камуфляж DECEPTION CAMO
Камуфляжная линейка Deception от Predator совершила своего рода революцию, ведь на смену фотореализму пришли высококонтрастные узоры.
Камуфляж VIAS CAMO
Разработанный для высококонтрастных гористых местностей, камуфляж KUIU Vias с его контрастными черными линиями и крупными элементами эффективен для маскировки на дальних расстояниях. Это своего рода версия принта ERDL, адаптированная для горного ландшафта. Камуфляж выполнен в цветах каменистых пейзажей: от бежевого фона до светло-серых, темно-серых, коричневых и черных элементов.
Революция "Хищника"
Новая эра для охотничьего камуфляжа началась, когда компания W.L. Gore приобрела фирму Sitka, ведущего игрока охотничьей индустрии. Stika - это создатель системы маскировки Optifade, которая стала результатом научных исследований механизма зрения животных. Optifade также задействует продвинутые компьютерные технологии создания узоров.
Сооснователь Sitka Джейсон Хейрстон решил усовершенствовать дизайн Optifade, поэтому он оставил компанию и запустил KUIU. Принципы его подхода к созданию охотничьего камуфляжа не были новы. Однако, идея создания высококонтрастного узора стала революционной. Во время своего путешествия в Африку Хейрстон заметил некоторое сходство между хищными животными, такими как дикие собаки и змеи. Они не мимикрируют под окружающую среду, однако, с дальнего расстояния остаются незаметными. Со временем он понял причину этого явления: это был окрас животных с резкими переходами от темных участков к светлым, позволяющий эффективно разбивать силуэт. Свое открытие Хейрстон использовал при разработке нового камуфляжного узора, который впоследствии получил широкое применение. Легко заметить, что оба камуфляжа, Highlander от Kryptek и Woodland от Prym1 были вдохновлены контрастными "хищными" узорами.
В чем разница?
Хорошая камуфляжная система противостоит методу, который ваш оппонент использует, чтобы вас обнаружить. Именно здесь и кроется различие между камуфляжами для военного и охотничьего использования.
Военные методы обнаружения:
- Визуальный
- Слуховой
- Инфракрасный
- Тепловой
Охотничьи методы обнаружения:
- Визуальный
- Слуховой
- Обонятельный
Среди общих методов обнаружения можно выделить визуальный и слуховой. Но в нашем контексте стоит ориентироваться именно на визуальный метод, потому что камуфляж непосредственно влияет на то, что враг/цель видит или не видит.
Отличия в визуальном определении
Визуальное определение у всех живых существ работает одинаково - и у животных, и у людей. В широком биологическом смысле глаза чувствительны к определенным цветам (или длинам волны) света и определяют их с помощью фоторецепторов. Человеческое зрение трехцветное, оно позволяет распознавать три разных цвета (красный, зеленый и голубой). У таких животных, как олени и лоси, зрение двухцветное, они воспринимают только два цвета (голубой и зеленый). Именно поэтому оранжевые жилеты, которые носят охотники, не настолько уж и смешны: яркий цвет предупреждает охотников, но не животных, ведь из-за вышеозначенной особенности они видят такие жилеты как не вызывающий опасности серый цвет.
В этом и заключается первое различие - восприятие цвета. Несмотря на различные ландшафты, в которых он применяется, охотничий камуфляж сделать проще, потому что животные видят меньше цветов, чем люди.
Еще один связанный с визуальным определением момент - это расстояние, на котором маскировка активна. Военные камуфляжи, такие как MultiCam, должны работать на различном расстоянии и включать все спектральные элементы - от макро до миди и микро. Обычное человеческое зрение - это 20/20. Но обычное зрение оленя - 20/200, а это значит, что олень не будет четко видеть объект, который находится на расстоянии 200 футов (примерно 60 метров). По этой причине охотничий камуфляж не нуждается в сложных микро-элементах, которые встречаются на военном камуфляже. Это второе отличие - восприятие на расстоянии.
Последнее отличие в визуальном определении - сама суть охоты в сравнении с военными действиями. Военный камуфляж должен оставаться эффективным от точки А до точки Б, даже если в промежуточных пунктах ландшафт меняется. Также, он должен хотя бы наполовину сохранять эффективность, когда оператор находится в движении. Охотничий же камуфляж напротив должен быть эффективным только в точке А. Точка А - это место, которое вы выбираете и на котором остаетесь, потому что там лучше всего можно спрятаться, а камуфляж не должен быть эффективным в точке Б. Более того, вы даже не захотите перемещаться в точку Б, потому что дикие животные обладают отличной способностью обнаруживать движущиеся объекты. В этом и заключается третье отличие - движение и неподвижное ожидание.
Заключение
На самом деле, довольно несправедливо сравнивать охотничий и военный камуфляж. Это как сравнивать яблоки с апельсинами. Более того, военный камуфляж не обязательно лучше только потому, что на нем написано "военный". Узоры военного и охотничьего камуфляжа создаются по-разному, потому что того требует само их предназначение.