Начиная рассказ про такой предмет зимней экипировки, как лыжи, хочется заметить, что делать это немного сложно, так в нашей жизни они, то есть лыжи, занимают место наравне с колесом, и являются чем-то обыденным, но вместе с тем не до конца освященным. Их история в том виде, в котором мы привыкли себе представлять, насчитывает уже порядка 8000 лет. Именно такое количество лет определяют учёные найденному фрагменту лыжи, находящемуся в Национальном музее Республики Коми. На территории северной Европы люди знали, что такое лыжи и отлично умели на них передвигаться. Это подтверждается письменными источниками, легендами и преданиями. По одной из научных версий, к примеру, главный родоначальник государства Норвегии, имевший имя Нор, пришёл в эти земли со своей дружиной именно на лыжах.
В скандинавском пантеоне Богов существовал ас, носивший имя Улль, который считался покровителем зимы, охоты и лыж. Стрелы, выпущенные из его лука, всегда попадали точно в цель, а сам он был искусным лыжником и передал своё мастерство людям. Можно сказать, что Улль был первым биатлонистом, и поэтому в некоторых северных странах его изображение использовали во время проведения различных зимних соревнований. В отечественной истории также встречаются письменные упоминания о том, что наши предки великолепно ходили на лыжах и даже использовали их в военных походах. Например, в 1499 году Василий Третий отправил "лыжную рать", возглавленную князем Семёном Курбским для освобождения Югорской земли (северо-западная Сибирь) от татар. Также, уже в 1608-1610гг., пятитысячный лыжный отряд М. Скопина-Шуйского успешно отражал нападение польской кавалерии.
Эти примеры говорят о том, что для наших предков передвижение и боевые действия с применением лыж, было достаточно хорошо освоенным занятием. Но не всегда выучка и лыжная сноровка была на стороне нашего воинства. Во время Зимней Войны 1939-40 гг. лыжная тактика стала своеобразным козырем финской армии. Их небольшие мобильные группы, вооружённые лёгким стрелковым оружием, совершали очень успешные рейды по тылам Красной Армии. Финны с детства великолепно передвигались на лыжах по глубокому снегу. Лыжная техника финских егерей выгодно отличалась от неуклюжих движений красноармейцев, и поэтому после нанесения внезапных, вызывающих панику огневых ударов, они буквально растворялись в зимнем лесу и уходили на свои базы, которые находились на многокилометровом удалении. Обмундирование финского солдата было максимально адаптировано для передвижения на лыжах, а национальная обувь, пьексы, была приспособлена для лыжных креплений. Если рассматривать сами лыжи именно в военном ключе, то их конструкция, а вернее сказать, формфактор, не изменился, по сути, с древних времён и до наших дней. Параметры длины и ширины исходят из их возможности держать лыжника на глубоком снегу, а также из их маневренности и скоростных характеристик. Военные (и туристические) лыжи имеют ширину 10 см и длину 180-190 см.
Тот материал, из которого выполняются лыжи, конечно же, существенно изменился. Если первые лыжи были сделаны из мягких пород дерева, то на данный момент времени применяются композитные материалы (пластик, дерево и металл). Крепления, при помощи которых обувь становится единым целым с лыжами, за многовековую историю также сильно изменились. Если раньше это была просто система кожаных ремешков, которая не могла обеспечить удобное управление лыжами, то теперь существуют великолепные технологии, которые гарантируют быстрое и чёткое сцепление ботинка и лыжи. Лыжные палки тоже существенно изменились. Если в первобытные времена лыжник обходился всего лишь одной палкой и иногда применял её в качестве копья, то теперь современный солдат-лыжник располагает удобными, выполненными из легкосплавных материалов палками, которые помимо удобства имеют телескопическую конструкцию, и могут фиксироваться на снаряжении во время использования оружия. Конечно же, сложно в одном небольшом повествовании охватить всю историю модернизации лыж и лыжного оборудования, но суть его заключается в том, что принцип, по которому мы и наши далёкие предки преодолевали заснеженные леса и поля практически не изменился. И несмотря на обилие в современных условиях высокопроходимого транспорта в арсенале военных (вездеходов и снегоходов), лыжи навсегда останутся самым главным и надёжным зимним средством передвижения.
На сегодняшний момент лыжные подразделения применяются в большинстве стран, где есть снежный покров. Это, конечно же, страны северной Европы, Россия, США и Южная Америка. И даже в небольшом, но очень разнообразном в плане природных ландшафтов государстве Израиль, где есть и пустыни, и апельсиновые сады, и заснеженные горы, также существуют мобильные лыжные группы. Хорошо обученный солдат-лыжник способен не просто преодолевать десятки километров заснеженных участков местности, но и переносить на себе вооружение и полезный груз. Специальные сани-волокуши, которые может транспортировать любой тренированный специалист, позволяют перевозить большой запас амуниции и даже в некоторых случаях раненого бойца. Скорость экипированного лыжника не уступает пешему туристу, а на спусках сильно превосходит. Буксируемая снегоходом группа лыжников способна передвигаться со скоростью больше 20 км/ч, что позволяет существенно экономить силы бойцов, если речь идёт о взаимодействии с другими подразделениями.
Но одним из самых главных достоинств в плане применения лыж является то, что в условиях зимы те участки местности, которые считаются труднопреодолимыми (болота, реки, озёра), в это время года покрываются льдом и снегом, а соответственно для лыжника не представляют преград. В наше время люди имеют условное деление на тех, кто в принципе не любит лыжи и не имеет навыков передвижения на них, и на приверженцев лыжного спорта. Хотя, если вспомнить советский период отечественной истории, то на ум приходят школьные зимние уроки физкультуры, которые хоть и носили обязательный для всех характер, но приносили больше радости, чем неудобства.
Наша страна, с её гигантскими просторами, которые почти на полгода покрываются толстым снежным покровом, является самым идеальным местом, где культивация лыжного спорта, биатлона и, в особенности лыжного туризма, будет способствовать не только оздоровлению нации, но и укреплению обороноспособности государства в целом.